Джон Захария Делореан (John Zachary DeLorean; 6 января 1925 — 19 марта 2005 года) — американский предприниматель и конструктор автомобилей. Он был одним из многих американских предпринимателей, у которых нашлась смелость организовать свою автомобильную компанию, но которая была не в сотоянии конкурировать с другими автогигантами отрасли.
Делореан родился 6 января 1925 года в городе Детройте, штат Мичиган, США, и был старших из четырех сыновей в семье. Отец Джона был румынским имигрантом, который перебрался в США, когда ему было двадцать лет. Ко времени рождения своего первого сына, он устроился на работу в Ford Motor Company работником профсоюза в Хайленд-Парке. Его бедный английский и недостаточное образование не давали ему пойти пойти по служебной лестнице и получить высокооплачиваемую работу, поэтому в свободное время он еще подрабатывал плотником. Мать Джона имигрировала из Австрии и работала в General Electric. Она понимала, что семья имеет низкий доход, недостаточный для нормальной жизини, но всячески терпела, пока не решилась уехать вместе с сыновьями в Лос-Анджелес. В 1942 году родители Делореан развелись. Отец попал в пансион, где впоследствии спился. Но Джон все же старался навещать своего отца.
Делореан с раннего детства, видя судьбу своего отца, осознал необходимость в образовании. Он учился в школе Cass Technical High School в Детройте, где его успеваемость дает ему возможность получить стипендию и обучаться в Lawrence Institute of Technology (Институт технологии Лоуренса), ныне Lawrence Technological University (Технологический университет Лоуренса), в колледже, который являлся площадкой для обучения лучших проектировщиков автомобильной промышленности. В университете Делореан отличился в исследованиях организации производства и был избран в почетное общество альма матер. Вторая мировая война прервала исследования Делореана. Он был призван на военную службу, где прослужил три года. После армии он возвратился в Детройт, чтобы найти и помочь матери и родным братьям из-за финансовых трудностей и вернулся в Университет, чтобы получить степень. Делореан устроился на работу чертежником и работал им полтора года, чтобы улучшить финансовое положение своей семьи. Во время учебы Делореан работал неполный рабочий день в компании Chrysler. По окончании обучения он получает степень бакалавра в области организации производства. В 1952 году Делореан поступил в Chrysler Institute (Крайслеровский институт) и получил степень магистра в автомобилестроение.
В новой компании Делореану было предложено работать помощником главного инженера Пита Эстета и генерального директора Эмиля Кнудсена с заработной платой в 16 000 долл. с программой премий. Кнудсен был также выпускником Технологического института Массачесетса и в 42 года он стал самым молодым руководителем одного из подразделений GM. Кнудсен стал для Делореана наставником и учителем. Работа в Pontiac для Делореана была очень успешной и плодотворной, результатом которой стали десятки запантентованных новшеств и в 1961 году его назначают главным инженером. Одним из самых известных вкладов Делореана в Pontiac была новая модель компании Pontiac GTO — первый автомобиль muscle-car. Вскоре в 1965 году, в возрасте 40 лет, Делореан становится руководителем Pontiac, тем самым побив рекорд компании как самый молодой директор. Благодаря профессиональному управлению предприятием, Pontiac становится единственным подразделением GM, приносящим прибыль и в результате Делореан получает повышение от руководства концерна в качестве новой должности в Chevrolet.Делореан проработал в Chrysler меньше года и перешел в Packard Motor Company, где ему предложили заработную плату в размере 14 000 долл. Его непостредственным начальником становится видный инженер Лес Макфарленд, под руководством которого Делореан проводит усовершенствование автоматической коробки передач Ultramatic. В 1956 году, когда компания Packard была куплена фирмой Studebaker Corporation, Делореан хотел остаться в компании и переместиться в связи с этим в штаб-квартиру Studebaker в Саут-Бенде, штат Индиана. Но ему позвонил тогдашний вице-президент General MotorsОливер Келли — человек, которым восхищался Делореан. Вице-президент предложил ему рабочие места в качестве конструктора в пяти подразделениях GM. Выбор Делореана пал на Pontiac.
В 1972 году Делореан был назначен на додлжность вице-президента компании GM на руководство отдела производства легковых и грузовых авто. Дальнейшее повышение до президента было неизбежным, но Делореан неожиданно принимает решение уйти из компании. Таким образом, 2 апреля 1973 года, когда ему было 48 лет, он ушел из General Motors. После этого Делореан был назначен руководителем организации «Национальный союз бизнесменов», занимающейся благотворительностью в помощь нуждающимся американцам. В это время, автор и бывший репортер газеты Business Week, Патрик Райт, предложил Делореану написать книгу о компании General Motors, основанную на его воспоминаниях. Делореан согласился и Райт пишет книгу по его воспоминаниям, которая издается в 1979 году под названием «On a Clear Day You Can See General Motors» (что в переводе на русский будет примерно так «General Motors в истинном свете»), которая впоследствии наделала немало шума.
Окончательно покинув General Motors в 1973 году, Делореан основал свою собственную фирму по производству автомобилей DeLorean Motor Company, или сокращенно DMC. Первый опытный образец нового спортивного двухместного автомобиля показали в 1975 году, который получил название DeLorean Safety Vehicle (DSV), что в переводе: Безопасное транспортное средство Делореана. Автомобиль поступил в производство под названием DMC-12, но более известный как просто DeLorean. Автомобиль был изготовлен из нержавеющей стали, а двери открывались вверх или иначе по типу «крыло чайки». Сердцем авто был двигатель V6 объемом 2,8 литра и мощностью 130 л.с., разработанный совместно с Peugeot, Renault и Volvo.
Для выпуска нового автомобиля был специально построен завод в городе Даммюри, Северная Ирландия, с существенной материальной поддержкой специального Агенства по вопросам развития Северной Ирландии, которое выделило для этих целей около 100 млн. фунтов стерлингов. Новый завод начал выпуск автомобилей в начале 1981 года и произвел примерно 9000 авто, пока британское правительство спустя 21 месяц с начала выпуска, закрыло завод в ноябре 1982 года.
Несмотря на столь короткий срок, автомобиль DMC-12 действительно стал культовой машиной, благодаря ее увековечиванию в знаменитой кинотрилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее».
Делореан имел великие планы по производству новых автомобилей, осуществить которые он так и не смог из-за смерти в результате инсульта, которая настигла его 19 марта 2005 года, в возрасте 80 лет.
http://economicportal.ru