«Джон, нет ничего глупее, чем ставить на проигрыш лучшей лошади в Нью-Йорке! Проще раскидать деньги по всему Бродвею и смотреть, как толпа кинется набивать ими свои карманы. То же самое сейчас пытаешься сделать ты, скупая ипотечные облигации CDO. Джон, цены на американское жилье не упадут никогда, надеяться на это — верх легкомыслия и финансовой безграмотности», — в один голос вторили партнеры Paulson&Co, пытаясь переубедить тогда никому еще не известного в финансовом мире Джона Полсона, ныне — лучшего управляющего инвестиционных проектов в США. Никто даже не предполагал, что пройдет несколько лет, и все будет иначе. Кроме него, никому не известного финансиста Джона Полсона, заработавшего на падении ипотечных закладных $3,7 млрд
«Странная» теория
Когда Джон Полсон, тогда еще сред нестатистический финансовый анали тик, приобретал внушительный особняк на Лонг-Айленде, его счастью не было предела. Как и жалости к тому бедняге, который, переоценив свои силы, взял у банка кредит на покупку этого дома и не смог его выплатить.
Чтобы хоть как-то выправить по ложение, банк-кредитор продал этот объект недвижимости с молотка в три раза дешевле его рыночной стоимо сти, но с условием: новый покупатель должен был погасить за него долг перед банком, либо согласиться взять на себя обязательства по уплате за долженности по ипотечному креди ту за предыдущего горе-владельца. Иными словами, выкупить дом вместе с его невыплаченным кредитом.
Уже тогда у Полсона возник во прос по поводу того, что же будет с американскими банками, если та ких внезапно потерявших работу за емщиков станет больше? А если их станет намного больше? Ведь если хо рошенько разобраться, то ипотечные бумаги, которыми так лихо торгуют все кому не лень, ничем не обеспече ны и не имеют никакой материальной основы.
Но заявить такое во всеуслышание означало прослыть безумцем, поэтому Полсон не стал посвящать обществен ность в свою теорию, а решил проверить ее и окончательно убедиться в своих опасениях.
Пока одни сотрудники компании Paulson&Co занимались продажей корпоративных облигаций различных автомобильных компаний «в шорт», надеясь, что скоро те упадут в цене, и, выкупив их обратно, компания получит прибыль, другая часть сотрудников трудилась на перспективу.Самым проверенным и ответственным сотрудникам Paulson&Co было поручено проверить платежеспособность клиентов по ипотечным кредитам в крупнейших кредитных организациях США
«вручную» проверяли состояние бан ковских счетов заемщиков, периодич ность поступления на них денежных средств, характеристики с места рабо ты, если таковое на момент проверки существовало вообще.
Каким образом им удалось проверить счета большего количества потенциальных неплательщиков пятидесяти амери канских штатов? Этого не знает никто, но факт остается фактом! Более того, трезво оценив полученные факты, анали тики компании сошлись во мнении, что даже самые независимые рейтинговые агентства сильно переоценивают пулы ипотечных облигаций и присваивают им более высокие рейтинги, чем те того за служивают.
Проанализировав всю полученную и далеко не утешительную информа цию, компания окончательно пришла к следующему выводу: если в амери канской экономике и есть мыльный пузырь, то это, несомненно, ипотечный банковский сектор. И лопнуть он дол жен со дня на день.
Кто владеет информацией — тот владеет миром
А пузырь все не лопался. Банки между тем продолжали выдавать необеспеченные ипотечные и межбанковские кредиты, курс доллара был довольно крепок, а обвал финансового рынка по-прежнему считался больной фантазией «сумасшедшего» Джона Полсона.
Друзья даже начали уговаривать его отказаться от этой странной и риско ванной стратегии — играть на пони жении курса ипотечных бумаг. Вместо этого Джон увеличил вложения и с за видным упрямством продолжал ждать начала конца американской финансовой империи.
Это случилось в январе 2006 года. Первой ласточкой стало признание выданных Ameriquest Mortgage Co кредитов безнадежными — основная часть кредитного портфеля по ипо течным ссудам старейшего банка США на сумму $325 млн была вы дана в нарушение установленных правил. А это означало, что ссуды не подлежат возврату, что, в свою очередь, вело к полному банкротству Ameriquest Mortgage Co.
Сразу после первого громкого бан кротства в 2006 году Полсон основыва ет свою новую компанию Paulson Credit Opportunities Fund, которая предна значается специально для игры против ипотечного рынка с капиталом всего лишь в $150 млн. Эта компания целе направленно не была создана заранее, дабы не привлекать внимание конкурен тов, которые могли проследить страте гию Полсона. Соинвесторами его фонда в основном выступили европейские фи нансовые структуры.
Новоиспеченная Paulson Credit Op portunities Fund неожиданно для всех «встает в шорт» и начинает продавать взятые в кредит активы, надеясь позже откупить их намного дешевле.
Скажем прямо, в начале игры, то есть на протяжении всего 2006 года, Полсон нес убытки. Его компания дер жалась лишь на доходах, полученных от операций на понижении и повы шении индекса ABX, который отра жал реальную стоимость «корзины» ипотечных закладных. Благодаря ему к концу 2006 года фонд Paulson Credit Opportunities Fund получил прибыль всего лишь в 20%. Основная же стратегия Полсона начала свое действие ровно в тот момент, когда рынок по шатнулся.
Когда в 2007 году на американ ском ипотечном рынке действительно разразился кризис, и цены на жилье резко пошли вниз, именно «странная» тактика игры на понижение принесла Джону Полсону успех, а крупнейшим инвестиционным банкам — миллиард ные убытки.
7 февраля 2007 года о своем возмож ном банкротстве объявила New Century Financial Corp. — одна из крупнейших ипотечных корпораций США. Индекс ABX, который в июле 2006 года был ра вен 100, рухнул до 60, а Paulson Credit Opportunities Fund только по итогам фев раля заработал на этом более 60% прибы ли. Когда индекс упал в район 20, прибыль фонда выросла еще в несколько раз.
В это время Полсон опасался уже не того, что что-то в его теории пойдет не так — в своих выводах он был полно стью уверен. Он тщательно оберегал свою тактику от «посторонних глаз», не желая ни с кем делиться своими миллиардами, и приходил в ярость, если его инвесто ры предпринимали слабые попытки посоветоваться по поводу сложившейся си туации с кем-то на стороне. Джон даже разработал и внедрил специальные ком пьютерные программы для того, чтобы инвесторы и партнеры, получив от него входящий электронный файл, не могли его больше никому переслать.
После обнародования грандиозных успехов Полсона инвесторов долго ждать не пришлось. Почуяв запах денег, инве стиционные и пенсионные фонды, стра ховые компании и банки начали вкла дывать в некогда провальный проект огромные суммы. Объем средств, дове ренных фондам Полсона в управление, вырос в тысячи раз — до $28 млрд.
Успех Полсона
К концу 2007 года на «утоплении» пе реоцененных ипотечных облигаций и выискивании в ипотечном мусоре немногих стоящих активов, которые компания откупала по рекордно низкой цене, Полсону удалось получить невероятные прибыли.
Компания Credit Opportunities II, начав год со $130 млн, закончи ла его с активами в $3,2 млрд и по лучила 350% прибыли, а Credit Opportunities I — 590%. Вот такие серьезные игры.
Этот поистине фантастический ре зультат вызвал такой переполох в международной экономике, что по значимо сти сравнить его можно, пожалуй, лишь с самим падением ипотечных ценных бумаг.
Финансовая пресса обсуждала успе хи Полсона с тщательным смаковани ем всех немногочисленных деталей его жизни. До побед на бирже об этом чело веке никто ничего не знал, биография его вообще была очередным пробелом, как и информация о тех внушительных инвестиционных компаниях, которые доверили ему финансовые средства и при этом не прогадали.
Успех обеспечил Полсону первое место в престижнейшем рейтинге лучших управляющих инвестиционных фондов, который с 2002 года составляет журнал Alpha. Издание не без оснований отмечает, что результат Полсона — $3,7 млрд наиболее внушительное достижение в новейшей истории финансового мира.
Особенно удивителен успех Полсо на в сравнении с результатами его кол лег профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые неодно кратно занимали лидирующие позиции данного рейтинга.
По данным Alpha, 25 лучших хедж-фондов в мире в среднем сумели зарабо тать за год лишь по $892 млн — то есть вчетверо меньше Paulson&Co. А «золо той» $1 млрд в 2007 году удалось полу чить лишь пяти управляющим помимо Полсона: Джорджу Соросу, Гарольду Симмонсу, Филиппу Фалконе и Кенне ту Гриффину.