«Настоящая жизнь, революционные реформы создаются где-нибудь на заднем дворе мастерской или в тихой лаборатории ученого», — говорил Генри Форд, и в этих словах — вся философия жизни гениального миллиардера, «автомобильного короля» Америки. Величайший бизнесмен и инженер ХХ века сумел сделать состояние на собственных изобретениях.
Свой первый автомобиль он создал собственными руками. В1903 году в возрасте 40 лет вместе с другими инве сторами и капиталом в 28 000$ Генри Форд основал компанию Ford Motor Company. Главными акционерами ста ли Г. Форд и А. Малькольсон, круп ный детройтский торговец углем. Впо следствии Форд стал одним из самых богатых людей в мире. Благодаря ему в мировую экономику вошло понятие «фордизма» — массового выпуска не дорогих автомобилей на основе унифи кации и конвейеризации производства.
Форд родился на ферме недалеко от сельского городка к западу от Де тройта, штат Мичиган. Его отец Уи льям Форд родился в Каунти Корк, Ирландия. Его мать Мари Литогон Форд — родом из Мичигана. Генри ощутил страсть к механике еще в ран нем детстве, когда отец подарил ему карманные часы. Позже он приобрел репутацию хорошего часового мастера, ремонтируя и проверяя часы друзей и соседей.
Мать умерла в 1876 году, когда Генри было 13 лет. Это стало для него боль шим ударом, событием, полностью опу стошившим его. Отец Генри полагал, что тот возьмет в свои руки управле ние фермой, но Генри ненавидел сельскохозяйственные работы. В 1879 году ночью пешком, никому ничего не ска зав, он покинул дом. В Детройте Форд устроился помощником машиниста и приобрел большой опыт по части паро вых двигателей. Позднее он был нанят компанией «Вестингауз» для обслужи вания своих паровых двигателей.
Генри Форд женился в 1888 году на Кларе Брайант, которая спустя пять лет родила ему единственного сына. В том же году, пользуясь доходами с фер мы, Форд запустил лесопильный завод. В 1891 г. Генри Форд стал инженером компании Эдисона. После продвиже ния до главного инженера в 1893 году у Форда появилось достаточно времени и средств для своих экспериментов на бензиновых двигателях. Эксперименты завершились в 1896 году созданием собственного транспортного средства, на званного квадроциклом. Новинка про шла первый тест-драйв. Было продано 25 экземпляров, и на этом изобретение исчерпало свой финансовый потенциал.
Следующим достижением стало покоре ние скорости. Стартовая разработка проеха ла одну милю за 39 секунд, установив новый рекорд скорости на суше — 147 км/час. Эта весть очень быстро разнеслась по всем шта там и принесла успех компании. Форд ско пил одно из самых больших состояний, не имея в компании аудиторской службы.
Компания «Форд Мотор» наладила вы пуск сразу нескольких моделей. Дела шли потихоньку, но Форда это не устраивало. Чего-то не хватало. Озарение пришло в 1908 году. Идея создания небольшого, де шевого автомобиля была до такой степени простой и очевидной, что ее мог взять на вооружение любой. Но «муза» посетила Генри Форда, и с этого момента его дела пошли в гору. В своей книге «Сегодня и завтра» он писал: «Сотни людей говорили о недостатке шансов и о настоящей необхо димости переделить существующие блага.
Но с каждым годом рождалась и раз вивалась какая-нибудь идея... Только старые износившиеся понятия мешают осуществлению этих новых идей. Люди сами надевают на себя оковы, завязы вают себе глаза и после этого удивля ются, почему так плохо живется».
Вскоре Фордом был построен новый завод, на котором до мелочей была продумана организация производства и каж дый рабочий выполнял свою операцию — так появился сборочный конвейер (1913). Форд собрал для воплощения своей идеи талантливых инженеров и механиков: К. Эвери, Ч. Флендрес, И. Соренсен, В. Кнудсен составили его команду. Этот завод стал основой для развития автомобильной империи Форда.
В 1914 году Форд удивил мир, уве личив минимальную заработную плату своим рабочим до $5 в день. Таким об разом он решил сразу несколько про блем: прекратилась текучка кадров, сформировалась сильная команда из лучших механиков, следовательно, со кратились расходы на обучение персо нала, и повысилась производительность труда. Более того, Генри понимал, что при производстве недорогих машин в большом объеме, они будут продаваться еще лучше, если рабочие сами смогут их купить. Эти и другие факторы при вели к продуктивному результату — была создана модель Ford-T, которую сам Форд назвал «Жестяная Лизи». В первый же год модель разошлась чис лом триста тысяч экземпляров.
Вставшая на сборочную линию мо дель Ford-T в октябре 1908 года, не сходила с нее в течение 19 лет. За эти годы было продано 17 млн автомобилей данной марки (столько же было созда но автомобилестроением всего мира). Этот автомобиль предоставил миллио нам людей возможность впервые путе шествовать по стране, стимулировал строительство дорог, решил проблему изоляции фермеров от города и др.
Сам Форд так сформулировал критерии, которым должен отвечать автомобиль:
«1. Первоклассный материал (шасси и кузов изготавливались из ванадиевой стали).
2. Простота, так как публика не состоит из механиков.
3. Достаточная сила мотора.
4. Полная благонадежность, так как автомобиль должен служить самым разнообразным потребностям при хороших «скверных дорогах».
5. Легкость.
6. Безопасность в езде».
Помимо этого была проведена отлич ная рекламная кампания небывалых масштабов, разработанная самим Генри Фордом. Читатели были просто шокированы: в национальной газете Saturday Evening Post вышло две черно-белых полосы сплошного текста без едино го снимка автомобиля — технические характеристики, подробнейший ана лиз финансового положения компании (были перечислены все 28 фабрик, сбо рочных заводов и филиалов) и слова, вроде: «Когда «Форд» говорит, весь мир слушает».
К 20-м годам прошлого века карьера Генри Форда достигла наивысшей точ ки. До вступления Америки в первую мировую войну автомобильная промышленность выпускала ограниченное число военных заказов. В 1917 году Форд объявил, что его компания будет полностью в распоряжении американ ского правительства. Компания полу чила заказы на выпуск авиационных моторов, автомобилей военного назна чения. В этот же период в близи Де тройта началось строительство нового завода.
В 1919 году Генри Форд выкупил у своих компаньонов акции и стал полноправным хозяином Ford Motor Company. К этому времени он, в боль шей части, уже достиг того, к чему первоначально стремился, становился все более самодовольным, порой не за мечая реальности вокруг себя. Через несколько лет модель Ford-T устарела, но Форд отвергал всякие предложения о модернизации автомобиля. В конце 20-х годов, во времена величайшего экономического кризиса, компании пришлось приложить немало усилий для того, чтобы сохранить позиции на рынке.
В 1927 году была окончена кон структорская работа над новой моде лью. Начался выпуск модели А, и эта машина очень быстро достигла огром ной популярности в Европе. 2 декабря 1927 года модель была выставлена для всеобщего обозрения в демонстра ционном зале компании в Детройте. За один день «на смотрины» пришли 10 000 человек. Мощность мото ра 40 л. с., скорость 105 км/ч, объ ем двигателя 3,28 л, расход топлива снижен, тормоза поставлены на все че тыре колеса, трехскоростная коробка передач и прочее, прочее... Стоимость закрытой модели — $495, открытой двухместной — $385. В 1929 году компании Форда принадлежало 50,4% общего объема продаж, что составляло 3,6 млн автомобилей. «Мы передела ли Америку автомобилями», — пишет Форд, — но мы владеем этими автомо билями не потому, что богаты. Наобо рот, мы богаты потому, что пользуемся ими... Общее благосостояние страны находится в прямом соответствии с числом автомобилей».
К сожалению, даже очень умные люди не всегда могут предугадать происходя щие события. Экономический кризис сильно пошатнул положение компании. Фирма Генри устояла, но лидерские по зиции перешли к корпорации «Дженерал Моторс».
Незадолго до начала Второй миро вой войны правление компанией Генри передал своему сыну Эдзелу. Но когда в 1943 году сын погиб, бразды прав ления вновь пришлось взять в свои руки.
Генри Форд умер 7 апреля 1947 года в Дирборне и похоронен на родовом кладбище в местечке Гринфилд Вил лидж, где сейчас находится музей его имени. Одного из самых знаменитых людей ушедшего века в последний путь провожали более 100 тыс. чело век. Форд, преодолев путь от кустар ной мастерской в маленьком сарае до гигантской корпорации, занял особую страницу в автомобильной летописи.
После него осталось наследство, включающее 48 заводов в 23-х странах мира, на которых трудились не менее 150 тыс. человек. Империя автомобиль ного магната уже клонилась к упадку, но, по счастью, бразды правления в свои руки взял внук Форда — Генри Форд II. Благодаря ему Ford Motor Company стала вторым производителем автомобилей в мире. Правда, меняется политика компании. Ставка уже не де лается на одну-единственную модель. Шестидесятые годы принесли извест ность многим моделям: популярными становятся «Пинто», «Мустанг», «Мэй верик».
Объем продаж концерна Ford Motor Company с 1970 по 1985 годы увеличил ся с 14 980 млн долларов до 52 774,0 млн долларов. Контрольный пакет акций концерна (его правление расположи лось в г. Дирборн, штат Мичиган) при надлежал семейству Форд. Легковые и грузовые автомобили, автобусы, узлы и агрегаты, сельскохозяйственная техника, аэрокосмическое оборудование — это да леко не полный список продукции заво дов концерна.
В конце 90-х годов XX века Ford — также вторая по величине автомобиль ная компания после General Motors. В Россию Ford вернулся с началом экономических реформ, в Москве и Санкт-Петербурге начали рабо тать первые дилеры корпорации, а в 1996 году было открыто специальное представительство Ford в Москве. На российских дорогах один за другим появляются многочисленные модели автомобиля: Escort, Taurus, Explorer, Mondeo и другие. В 2002 году автоконцерн запустил свое производство в России — состоялась торжествен ная церемония открытия Ford Motor Company и выпуск Ford Focus.
По некоторым данным, на начало 2007 года в России было зарегистри ровано почти 700 тыс. автомобилей Ford. Из них 44,6% — 2005-2007 го дов выпуска. В последнее время акти визировались продажи новых моделей Ford. Но у нас в стране по-прежнему достаточно много и старых автомоби лей этой марки. 32,2% выпущены бо лее 10 лет назад, а на долю моделей 1997-2004 годов выпуска приходится лишь чуть более 20%.
Российская премьера Ford Escape ожидается на Московском международ ном автомобильном салоне, который от кроется 26 августа 2008 года.
Американский автогигант Ford со бирается выпустить в 2009 модель ном году только 45 тыс. автомобилей Mustang. Возможно, это число связано с 45-й годовщиной основания бренда, но оно значительно меньше объема вы пуска за любой другой год. Для срав нения, в 1992 году было произведено 79 тыс. 280 автомобилей Mustang, и на сегодняшний день это минималь ная цифра. В 2007 году было продано 134 тыс. 626 автомобилей марки. Ди леры уже принимают заказы на Ford Mustang 2009 года.
Несмотря на ошибки, жизнь Г. Фор да — выдающийся пример осуществле ния смелых и во многом позитивных перемен. Соотечественники автомобиль ного магната А. Невинс и Ф. Хилл рас сматривали его карьеру «как, возможно, наиболее впечатляющую и наверняка как самую удивительную в истории аме риканской промышленности».