Инфляция (Inflation) – это устойчивое повышение общего уровня цен. Циклическим колебаниям подвержены не только объем выпуска, занятость, но и общий уровень цен. Общим правилом является резкий взлет цен в периоды войн, восстановления экономики, радикальных изменений и т.п. Так, уровень цен в Германии в 1923 году вырос в 1 300 000 000 000 раз. В мирное же время, примерно до 70-х годов XX века, - цены характеризовались относительной устойчивостью. Однако эта тенденция не исключала некоторых колебаний уровня цен. С конца 60-х годов инфляция нарастает. В 70-е годы в США цены росли ежегодно на 7,1 % против 2,6% в 60-е годы. В конце 70-х уровень цен достиг 13 и более процентов в среднегодовом исчислении. 1980-90-е годы характеризовались более низким уровнем инфляции: среднегодовой рост цен составлял 2 - 3%. В ряде стран инфляция в отдельные годы измерялась двух-трехзначными числами. Так, в 1985 году в Боливии индекс цен составил 3 400%, в 1993 году в Бразилии - 2 497%, в 1992 году в России - 2 600%. Но к концу столетия большинству стран мира удалось справиться с инфляцией. Само явление инфляции достаточно сложно и многообразно по формам проявления. Поэтому существуют различные подходы к ее пониманию. Монетаристы понимают под инфляцией падение покупательной способности денег и относятся к ней резко отрицательно. Кейнсианцы исходят из того, что инфляция означает не только рост уровня цен, но и затрату сил и времени покупателей на поиск более дешевых товаров-заменителей. Однако, с кейнсианских позиций, умеренная инфляция дает положительный эффект для экономики, стимулируя рост предложения. Институционалисты подчеркивают в инфляции социальный аспект. С их позиций, инфляция - это перераспределение доходов от групп населения с фиксированными доходами к группам, способным увеличить свои доходы. Теоретики новой классической школы исходят из гипотезы адаптивных (то есть основанных на прошлом опыте) ожиданий, в соответствии с которой население и предприниматели стремятся уменьшить потери от возможного роста цен. Покупатели делают покупки впрок - возникает ажиотажный спрос. Одновременно они добиваются роста заработной платы. Производители, сталкиваясь с удорожанием кредита, сокращают предложение товаров и услуг. Продавцы придерживают товары в расчете на то, что завтра их можно будет продать дороже, чем сегодня. Итак, все субъекты экономики дружно толкают цены вверх: покупатели – наращивая спрос, а производители и продавцы - сокращая предложение. Возникает длительное и всеобщее неравновесие рынков с преобладанием спроса над предложением. В зависимости от способа ценообразования можно выделить два основных типа инфляции: открытую и подавленную. Открытая инфляция возникает в странах с рыночной экономикой и представляет собой рост общего уровня цен. Подавленная инфляция возникает в странах с экономикой, где характерен административный тип ценообразования. Данный вид инфляции выражается в возникновении дефицитов, очередей, спекуляций различными товарами и т.п. Открытая инфляция может проявляться в двух типичных формах: инфляция издержек и инфляция спроса. Инфляция издержек возникает под воздействием сокращения совокупного предложения (на графике это проявляется сдвигом кривой совокупного предложения влево-вверх) из-за возрастания средних издержек производства. Рост средних издержек может быть вызван переходом к использованию более дорогостоящих энергоресурсов, падением курса национальной валюты, неурожаем и т.п. Наиболее известным примером инфляции издержек является взлет мировых цен на нефть с 2,8 долл. за баррель в 1973 году до 36 долл. в 1980 году, то есть почти в 13 раз. Рост издержек ведет к росту цен на готовую продукцию. Так, в 1974 году в США цены на промышленные товары подскочили на 10%, выросла и заработная плата. Но заработная плата - существенный элемент издержек и ее повышение вызывает новый рост цен, - возникает инфляционная спираль. Инфляция спроса возникает под воздействием увеличениея совокупного спроса (на графике это проявляется сдвигом кривой совокупного спроса вправо-вверх) при условии, что рост совокупного предложения остается неизменным или отстает от роста совокупного спроса. Эта тенденция возникает в том случае, когда экономика страны прближается к уровню полной занятости, под воздействием возникающиего дефицита рабочей силы, что в свою очередь вызывает рост заработной платы в большем объеме, чем рост национального продукта. Инфляция также классифицируется по такому критерию, как уровнь интенсивности. Согласно данному критерию, различаются умеренная инфляция, когда рост цен составляет лишь до 10% в год, что не вызывает значительного роста совокупного спроса; галопирующая инфляция,когда цены увеличиваются в 2-3 раза ежегодно, что приводит к так называемому "бегству от денег", вследствии чего становятся невозможным осуществление каких-либо инвестиций;гиперинфляция, когда цена растут на тысячи процентов ежегодно, которая подрывает и дестабилизирует национальную валюту, а также делает экономику неуправляемой. Итак, инфляция - серьезная макроболезнь экономики. Каковы же причины инфляции? Основными причинами инфляции выступают: проинфляционная политика центрального банка, выражающаяся в необоснованной денежной эмиссии; дефицит государственного бюджета, финансовая поддержка которого в любом случае ведет к возникновению того или иного уровеня инфляции; довольно высокая монополизация экономики; недостаточно оптимальная отраслевая структура экономики, где преобладет производство сырьевых, инвестиционных товаров и услуг; недоверие населения страны к своему правительству и другим государственным органам и институтам, что вызывает инфляционные ожидания и т.п. Хозяйственная практика России подтверждает тесную связь между бюджетным дефицитом, денежной массой, инфляцией и валютным курсом. Для выработки мер по ограничению инфляции необходим, прежде всего, ее статистический учет. Инфляцию можно измерить через индекс цен и темп инфляции. Темп инфляции измеряется по формуле: Формула темпа инфляции
где π - темп роста цен (темп инфляции), Рn - средний уровень цен в текущем периоде, Рn-1 - средний уровень цен в предшествующем периоде. Если индекс цен в 1999 году составил в России 38%, это означает, что потребительская корзина подорожала более чем на треть по сравнению с 1998 годом. Если мы хотим узнать, за сколько лет произойдет удвоение цен при данном среднегодовом уровне инфляции (когда она не превышает двузначных значений), то в этом случае используется "правило величины 70". Разделив число 70 на среднегодовой темп роста цен, мы узнаем, за сколько лет цены удвоятся. Оценив уровень инфляции, правительство выбирает антиинфляционные меры. Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000. http://economicportal.ru
|