Инвестиции (Investment) — это все расходы, которые непосредственно способствуют росту общей ве- личины капитала в экономической системе. Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Образование новых предприятий, строительство новых зданий, сооружений, дорог, коммуникакций, а вследствии этого образование новых рабочих мест зависят от процесса осуществления инвестиций. Источником инвестиций являются сбережения всех экономических субъектов. Потребление (С) и сбережение (S) - два главных компонента совокупных расходов. Потребление составляет до 2/3 всего количества суммы совокупных расходов. Увеличение доли сбережений в расходах означает уменьшение доли потребления, и соответственно, наоборот. Отношение суммы потребления к величине дохода (V) показывает сложившийся на данный момент такой показатель, как среднюю склонность к потреблению:
Средняя склонность к потреблению
Отношение величины сбережений к величине дохода отражает такой показатель, как среднюю склонность к сбережению:
Средняя склонность к сбережению
Исходя из так называемого "основного психологического закона Кейнса", люди, как правило, предпочитают увеличивать свое потребление по мере роста дохода, но не в той пропорции, в какой растет доход. Все это говорит о том, что с ростом дохода склонность людей к потреблению снижается, в свою очередь, склонность к сбережениям увеличивается. Для характеристики и понимания данного процесса рассчитывают такие показатели, как предельную склонность к потреблению (МРС), а также предельную склонность к сбережению (MPS).
Предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению
Предельная склонность к потреблению показывает, какая доля прироста дохода пойдет на потребление, а предельная склонность к сбережению - какая доля прироста дохода пойдет на увеличение сбережений и, следовательно, инвестиций. Отсюда:
Инвестиции представляют собой важный компонент совокупных расходов. При изменении инвестиций изменяется величина равновесного национального дохода. Увеличение инвестиций приводит к более значительному росту дохода под воздействием так называемого "эффекта мультипликатора". Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000. http://economicportal.ru
|