Если они стали ювелирами королей, то только потому, что они короли ювелиров», — заметил как-то английский король Эдуард VII, имея в виду трех братьев Картье. Один из самых знаменитых ювелирных домов в мире ведет свою историю с 1847 года. Со времен основания фирмы утонченные изделия с клеймом Cartier пользуются популярностью среди королевских особ и миллионеров и ценятся не только за их оригинальный дизайн и мастерство исполнения, но и за первоклассные камни, присутствующие в них.
Начало этой мировой славе положил парижский ювелир Луи-Франсуа Кар тье, открыв во французской столице первый магазин под своим именем. А на чалось все с красивой романтичной исто рии его отца Пьер Картье был захвачен в плен ан гличанами. Его возлюбленная помогла ему бежать во Францию, переодев его в женское платье. В 1819 году в семье скромного хозяина мастерской, вы пускающей рожки для пороха, родился мальчик, названный Луи–Франсуа Картье.
Мальчик очень рано проявил художе ственные способности, и отец отдал его в ученики известному парижскому юве лиру Адольфу Пикару. В 1847 году мо лодой талантливый художник выкупил мастерскую у своего учителя. «Преемник господина Пикара, Луи-Франсуа Картье, производит ювелирные изделия, модные украшения. Клеймо — туз червей в ром бе», — именно так впервые упоминается всемирно известная фирма в коммерче ском реестре Парижа.
Понимая, что для успеха в бизне се недостаточно быть просто талантли вым художником, а надо обладать еще и предпринимательской жилкой, Кар тье открывает новую мастерскую в ари стократическом районе на улице Невде Пти Шан, неподалеку от Биржи и Пале-Рояля. Талантливый ювелир работает только по индивидуальным заказам.
Спустя две недели после открытия, в мастерскую заглянула графиня Нье веркерк — жена высокопоставленного чиновника, близкая подруга племянницы Наполеона Бонапарта. Изящная дамочка очень долго рассматривала золотые безделушки и, наконец, вы брала три брошки. Это был успех! Графиня Ньеверкерк, ее близкая под руга княгиня Демидова, императрица Евгения, супруга Наполеона III — стали постоянными клиентками Кар тье. За три года они приобрели около 150 изделий, кроме того, рекомендова ли ювелира всем своим друзьям и знакомым. Слава, успех, а соответствен но, и состояние Картье продолжали расти.
Мастер своего дела не переставал тво рить и удивлять. Он не боялся экспериментировать, любая безделушка в его руках превращалась в шедевр. Картье одним из первых среди ювелиров начал сотрудничать с модельерами и парфюме рами. Так, для законодателей парижских мод Ворта и Дусе, превративших процесс создания одежды из ремесла в высокое искусство, он создал изящные ювелир ные украшения к вечерним туалетам, а для парфюмера Герлена — изыскан ные флаконы для духов. Кстати, именно тогда появился его знаменитый флакон «Пантера».
Кроме того, маэстро продолжал из готавливать по индивидуальным зака зам сумочки, украшенные бриллианта ми, пряжки, браслеты к часам, золотые ручки, спичечницы и другие всевозмож ные аксессуары. Его изделия отлича лись особой элегантностью. В волосах важных дам запорхали бриллиантовые бабочки. Картье черпал вдохновение из всего многообразия окружающего мира и первым показал, что животные и насекомые могут быть так изящны и красивы.
Количество заказов росло. Картье ре шил существенно увеличить помещения для мастерской, а заодно и перебраться в элитный район французской столицы. Новым адресом мастера стал блистатель ный Итальянский бульвар. К этому времени у всех европейских королевских се мей уже был открыт счет у знаменитого парижского ювелира.
Именно Луи–Франсуа Картье первым в мире стал использовать платину — очень прочный металл, способный вы держать большое количество драгоцен ных камней. Платина позволила ювелиру изменить стиль украшений: оправа стала почти незаметной, был виден лишь поток сверкающих камней.
В 1874 году фирму возглавил сын Луи–Франсуа — Альфред Картье. Аль фред очень строго соблюдал традиции отца-основателя. Несмотря на сложное время, фирма точно в срок выполняла заказы и решала финансовые вопро сы, оставаясь в глазах клиентов ста бильным и успешным предприятием. А в 1898 году ювелирный дом Cartier открыл новый салон на знаменитой па рижской Ру де ля Пэ, где сосредоточе ны самые роскошные магазины фран цузской столицы.
За эти годы у Альфреда подрос ли три сына — Луи, Жак и Пьер. Они управляли компанией с нача ла ХХ века вплоть до смерти Пьера Картье в 1960‑е годы. Луи возглавлял магазин в Париже до 1909 года, затем его директором стал Жак; Пьер в это время управлял отделениями фирмы в Лондоне и Нью-Йорке. Наиболее знаменитым из братьев оказался стар ший — Луи-второй. Именно он при нес семейному бизнесу мировую славу. Особый шик и аура изделий от Кар тье — тоже его заслуга.
Под руководством трех братьев фирма Cartier превратилась в синоним сиятель ной роскоши и высокого положения в об ществе. Фактически братья Картье стали частью социальной жизни своих клиен тов — от аристократов, до новоявленных богатеев с географией от курортов Сен- Тропеза до Куала-Лумпур в далекой Малайзии.
С начала XIX века и вплоть до начала первой мировой войны Cartier славился своими изысканными гирляндообразны ми соцветиями камней, обычно представленными искусно выполненным кор сажным орнаментом и воздушно-легким стилем отделки изделия драгоценными камнями, называемым resille (от фр. «сеть»).
В 1902 году по заказу короля Эду арда VII к свадьбе было изготовлено 27 бриллиантовых диадем и ожерелье для королевы Александры в стиле resille, украшенное бриллиантовыми подвесками и бантами. С 1904 года Cartier становится официальным поставщиком англий ского королевского двора, а вскоре — поставщиком королей Греции, Голландии, испанских и португальских монархов, индийских махараджей и короля Сиама В 1907 году фирма получает заказ от Николая II и становится поставщиком россий ского императорского двора. В 1908 году Cartier открыл филиал в Санкт-Петербурге, поставлявший свою продукцию царствую щему дому Романовых.
В том же 1908 году открылся фили ал в Нью-Йорке. Кстати, чуть позже, в 1917 году, братья провели эффектную сделку, обменяв два ожерелья из нату рального восточного жемчуга, оценен ные в 1 миллион долларов, на… особняк Мортон Платт на нью-йоркской Пятой авеню — он и сейчас остается постоян ной резиденцией Cartier.
В 1910 году членом легендарной коман ды ювелиров стала Жанна Туссен (Джин Тузан — так произносили ее имя в Аме рике). Именно Жанна сделала первые «фруктовые салаты» и знаменитые «тутти- фрутти» Cartier, представляющие собой ожерелья и броши в виде корзинок для цветов из изумрудов, сапфиров и руби нов, ограненных в виде фруктов, листьев и ягод. Эти броши и по сей день украшают расшитые лацканы парадного костюма ан глийской королевы. Туссен, носившая про звище Пантера, стала автором ошеломив шей ценителей ювелирного искусства серии украшенных драгоценностями фигурок из пантер, которые были тогда сверкаю щим символом любви Луи Картье-второго и Жанны, а сейчас остаются своеобразной визитной карточкой фирмы.