Фантастика имеет свойство стать реальностью. Космический туризм доступен уже сегодня. Десять минут перегрузок и все — Земля как на ладони, полтора-два часа и вы совершили кругосветное путешествие. Туристические полеты на комических кораблях не фантастика, а самая что ни на есть реальность. Первым космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито, спустя 40 лет после первого полета человека в космос. С 28 апреля по 6 мая 2001 года Тито облетел Землю по орбите 128 раз на корабле «Союз ТМ32».
Деннис Тито в 1962 году окончил инженерный колледж при Нью- Йоркском университете и получил степень бакалавра в области астронавтики
В 1964 году в университете Ренсаллор Тито получил степень магистра по инженерным технологиям. В 1970 году прошел курс обучения в школе управления Адерсона при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе для получения степени кандидата наук в области финансовой деятельности.
14 августа 2001 года в Белом зале штаба РГНИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина состоялось официальное представление командованию и инструкторам Центра гражданина США Денниса Тито — первого космического туриста, отобранного компанией MirCorp для коммерческого полета на станцию «Мир». Деннис Тито родился 8 августа 1940 года в Нью-Йорке. О полете в космос мечтал с запуска первого спутника. В то время он учился в инженерном колледже, получил степень бакалавра в области астронавтики и аэронавтики, затем степень магистра в области инженерных технологий, а затем и в области финансов. В 1963 году работал в НАСА в лаборатории реактивных двигателей, в качестве инженера участвовал в грандиозном американском проекте — запуске на Марс космических аппаратов типа Mariner. Тито занимался расчетами траектории полетов. Спустя 9 лет Тито ушел из НАСА и занялся бизнесом. Наступила эра электроники, и Тито понял, что именно компьютеризация позволит ему сделать первые быстрые деньги. Он основал консалтинговую компанию «Уилшер ассошиэйтс инкор-порейтед». Тито разработал суммарный рыночный индекс Wilshire 5000 — широко применяемый на рынке ценных бумаг. Благодаря рейтингу ежедневно можно получить информацию о перспективных инвестициях. «Титовский» рейтинг является одним из важнейших показателей жизни Америки. Денис Тито разработал программное обеспечение для финансистов и биржевиков, программы пользовались огромным спросом. Сейчас его фирма является ведущим провайдером услуг в области управления и консалтинга. Третья по величине консалтинговая фирма в области инвестиций в США. Активы компании составляют около триллиона долларов. Тито владеет контрольным пакетом акций стоимостью более $200 миллионов Деньги Тито вкладывает и в собствен ные представления о роскошной недви жимости. На скале тихоокеанского по бережья Лос-Анжелеса Тито выстроил один из самых больших мраморных до мов. Дом обустроен теннисным кортом, бассейном, беговыми дорожками. «Этот дом, — пояснил он корреспондентам, — и есть моя персональная космическая станция». Он буквально «нашпигован» тренажерами, экзотическим оборудо ванием, замысловатыми лестницами и переходами...
Как ни странно, именно его безумные замыслы и увлечения разрушили семью Тито.
«Он способен целиком отдаваться вся кой новой затее», — призналась Сюзан на, с которой он прожил почти двадцать лет, основал фирму и воспитал троих детей. «Мы расстались дружески», — уверяет она в многочисленных интервью, но дает понять, что итало-американский энтузиазм мужа начал ей к тому времени несколько надоедать.
А помимо соответствующего обу стройства собственного жилища, таких идей — весьма близких к космосу — у Тито было много. К примеру, участие в конкурсе на создание пассажирской ракеты. Для реализации задуманно го был нанят штат сотрудников, но вскоре Тито охладел к проекту. Или строительство суборбитального само лета, который мог бы доставить Тито из Лос-Анжелеса в Новую Зеландию (там живет его дочь) за сорок пять ми нут.
И все же настоящей мечтой всегда было покорение космического пространства.
Томас Стивенс, старший менеджер Wilshire, заметил по этому поводу: «Шеф, конечно, очень динамичный малый... но, узнав о его плане, сами понимаете, мы были в шоке. У него есть серебристый «Ferrari», но он на нем ездит очень ред ко. И с парашютом не прыгал ни разу. То есть мы долго не могли взять в толк, чего ради он все это затеял».
Вдохновленный стремительным успе хом в своем бизнесе, Тито понял, что наконец-то может осуществить свою «звездную» мечту — путешествие на Космическую станцию.
Тито, по образованию аэрокосмиче ский инженер, работал в 1960-х годах над программой американских межпла нетных станций Mariner.
К осуществлению своей мечты две недели Тито готовился в Звездном городке. Он изучал конструкции и компоновки корабля, системы жиз необеспечения, пульты, космический нейросетевой автоматический зонд, конструкции аварийно-спасательного скафандра. Отрабатывал навыки рабо ты с космическим снаряжением во вре мя полетов на невесомость.
Физическая подготовка первого кос мического туриста просто поразила российских врачей. «Даже если бы полет не состоялся, польза от подготовки все равно была бы, ведь я почувствовал себя вдвое сильнее», признался Тито. Тито за 900 часов приобрел необходимые техни ческие и физические навыки, в экипаж подобрали двух российских космонав тов, свободно владеющих английским — Талгата Мусабаева и бывшего помощни ка президента России Юрия Батурина.
В 1972 году Д. Тито основал компанию «Уилшер Ассошиэйтс Инкорпорейтед», президентом которой и является. Эта компания в настоящее время является ведущим провайдером услуг в области управления, консалтинга и технологий инвестиционной деятельности, непосредственно управляет инвестиционной деятельностью в объеме около 10 миллиардов долларов. Компания «Уилшер Ассошиэйтс Инкорпорейтед» осуществляет также аналитическое обеспечение более 350 организаций и фирм, расположенных в разных странах.
В экипаже «Мусабаев-Батурин-Тито» отношения сложились вполне дружеские. «Мы зовем его Денис Титов и не дадим в обиду американцам», — сказал командир экипажа Талгат Мусабаев. Когда экипаж прилетел на тренировки в США, а амери канцы исключили Тито из графика заня тий, Мусабаев и Батурин тоже отказались выйти на подготовку. «Денис Титов — равноправный член экипажа. Он будет у нас оператором систем, будет отвечать за работу систем радиосвязи, навигации и электричества и выполнять все команды командира», — заявил Мусабаев.
Мечты и устремления Денниса Тито российские космонавты оценили спол на: «Люблю я твой строгий математи ческий ум, — сказал ему российский летчик-космонавт Юрий Батурин, — но душу твою романтическую ценю еще выше».
Американский мультимиллионер Деннис Тито скромен. Понимает, что его полет в космос — легкая прогулка по сравнению с многомесячными экс педициями российских космонавтов. И уж тем более не сравним с подвигом Юрия Гагарина. Тем не менее его — че ловека, «купившего билет в космос» за 20 млн $, теперь узнает каждый — и в России, и в Америке.
О том, что он полетит, несмотря на существовавшие препоны, стало понят но 12 апреля на праздновании 40-летия полета Гагарина. Когда Владимир Пу тин в Звездном городке подошел к Тито и пожелал ему удачного полета… «Я почувствовал не только его поддержку, но и то, что за моей спиной теперь стоят все россияне», — признался будущий космонавт.
Тито описывает свои впечатления сло вами, которые не так давно можно было прочитать только в фантастических ро манах. «Как только мы оказались на орбите, было просто невероятно увидеть Землю с высоты и черное небо, — гово рит Тито. — Я чувствовал себя удиви тельно хорошо».
Тито — первый в истории человечества космический турист — надеется, что вскоре и другие смогут испытать жизнь на космической станции.
«К сожалению, в настоящий момент это довольно дорого, но есть и другие люди, которые могут себе это позволить, и я хотел бы им поспособствовать», — говорит мультимиллионер.
Сам Тито, по словам командира эки пажа «Союза» Талгата Мусабаева, слов но помолодел на 10 лет.
В интервью телекомпании CNN Тито признался, что после того как оказался на борту МКС, он почувствовал себя чересчур уверенно, выпил сока, съел сухофруктов, после чего почувствовал при ступ «космической болезни». Впрочем, как только финансист выполнил опреде ленные рекомендации коллег, «космиче ская болезнь» прошла.
Тито, у которого сложились прекрас ные отношения с экипажем российско го корабля, быстро нашел общий язык и с соотечественниками. «Хозяева» МКС Юрий Усачев, Джим Восс и Сью зан Хелмс приветствовали туриста на борту.
Когда оба экипажа собрались за сто лом в российском отсеке, Мусабаевска
зал Тито: «Мы все для вас подготовим: хорошую постель и теплую еду». «Это замечательно, что туристы летают в космос», — сказал командир космического корабля «Эндевор» Кент Ромингер.
Космический туризм сегодня На Западе и Востоке к космическому туризму уже сейчас относятся как к серьезному бизнесу. Полученные результаты опроса, проведенного социологами в Японии, показали, что 70% людей в возрасте до 60 лет и более 80% людей — до 40 лет хотя бы раз в жизни хотели бы побывать в космосе. Многие западные и российские компании сегодня занимаются разработкой проектов частных транспортных кораблей. Есть задумки строительства на орбите отелей, разрабатываются туристические маршруты на луну. У компании Space Island Group есть задумка построить на орбите целый город. В основе строительства лежит идея использования топливных хранилищ «Шаттлов», планируется их модифицировать с учетом нужд обитателей. Эти огромные резервуары полу- чили название от англ. geode — полость в горных породах. Проект включает в себя два вида станции — Zero-Gravity Stations и Partial-Gravity Ring Stations. Первый вариант требует наличия одно- го резервуара и больше, а второй — не менее 12. В настоящее время существует так называемая программа «Такси». Российские корабли «Союз», участвующие в программе МКС, выполняют функцию спасательных капсул. В «Союз», который работает в автономном режиме 6 месяцев и пристыковывается к МКС, вмещается 3 человека. Реализовать это как теоретически, так и практически возможно благодаря программе создания малых и относительно недорогих орбитальных станций (МОС). Авторы программы МОС планируют использовать имеющиеся у России космические корабли и модули для создания на орбите станционного комплекса так называемой «гибкой архитектуры», по принципу идеи конструктора «Лего», когда из одних и тех же блоков создаются различные сооружения. Это означает, что в зависимости от интересов заказчиков можно строить на орбите связки модулей — мини-станций, где одни обитаемые объекты выводятся под заказ для туристов, другие — для тех, кто платит за возможность проведения научных работ, третьи — для производственных целей. Иначе говоря, конфигурация МОС диктуется содержанием портфеля заказов, формирующегося на перспективу. Таким образом, МОС будет, как уверяют разработчики, постоянно рентабельной. В течение нескольких месяцев она может быть «чистым» отелем, а уже через год — орбитальным научно-производственным городком либо сочетанием того и другого. Относительная дешевизна МОС обусловлена еще и тем, что к элементам таких мини- станций не предъявляются требования длительной работоспособности, напри- мер 10-15 лет, как это делается в проектах больших орбитальных станций типа «Мир» и МКС. А кроме того, прогнозируются минимальные затраты на утилизацию орбитальных средств и их низкая остаточная стоимость в случае, если «постоянная» пилотируемая программа будет прекращена. Продолжительность полета для 2-3 постояльцев МОС будет зависеть от ее конфигурации и составит от 3-5 до 46-60 суток. При этом герметический объем помещений варьируется от 21 м3 до 98,5 м3. МОС может стать реальностью совсем скоро — в течение 1,5-3 лет. Наибольшего времени подготовки потребует лабораторный модуль. Все остальные элементы станции — это имеющиеся в России штатные корабли — и пилотируемые, и грузовые. Следующей идеей «Атлас Аэроспейс» является экспедиция на Луну. Сегодня возможность лунного полета просчитывается с экономической точки зрения, финансово-инвестиционный же анализ должен показать, когда это удастся осуществить. Самый дешевый и непродолжительный способ космического путешествия предлагает «Суборбитальная корпорация». Они представляют авиакосмическую систему C-XXI (Cosmopolis-XXI). C-XXI — это связка двух летательных аппаратов — самолета-носителя «Геофизика», также спроектированного в КБ Мясищева, и суборбитального модуля, напоминающего реактивный самолет бесхвостой схемы или уменьшенный в несколько раз космический челнок типа «Буран» или «Шаттл». C-XXI имеет шанс стать более «открытой» для космического туризма системой не только в силу относительной дешевизны полетов, но и по показателям времени подготовки к путешествию и оптимальным требованиям к здоровью его участников. В создании С-XXI были использованы технологии, разработанные для советского космического челнока «Буран», также спроектированного в КБ им. В. Мясищева: системы жизнеобеспечения и безопасности, а также твердотопливные двигатели от российских баллистических ракет. Как пояснил генеральный конструктор Валерий Новиков: «С-XXI будет летать в автоматическом режиме, но при необходимости пилот готов взять управление на себя. При этом мы гарантируем пассажирам полную безопасность». Глава «Суборбитальной корпорации» Сергей Костенко заявил, что постройка и испытания С-XXI обойдутся в 10 млн долларов. На полное осуществление проекта, включающего два самолета- носителя М-55 и 7 суборбитальных кораблей, которые будут делать 3 рейса в неделю, уйдет 60 млн долларов.
В 1972 году Д. Тито разработал суммарный рыночный индекс Уилшера (Уилшер 5000) – наиболее широко применяемый индекс на рынке ценных бумаг. Этот индекс официальные представители федеральной резервной системы США называют барометром американской экономики.
В августе 2000 года Д. Тито приступил к тренировкам в ЦПК имени Ю. А. Гагарина. Прошел курс подготовки в качестве участника космического полета на корабле «Союз ТМ» и российском сегменте международной космической станции
8 мая 2001 года Тито вылетел в США, в родном Лос-Анжелесе его провозгласили национальным героем, а 9 мая объявили Днем астронавта Денниса Тито.